Предпринимателем нужно родиться или можно стать?

Эссе №2. Тема 16 «Предпринимательство и инновации»  (на основе эмпирических исследований в России).

Большинство людей, которое стремится к приращению своего дохода, задумывается об открытии собственного бизнеса. Однако только абсолютное меньшинство действительно становятся предпринимателями. Что разделяет людей, которые просто осмысливают свои намерения, и людей, которые на самом деле приступают к действиям по созданию бизнеса?

В своих статьях «Подходы к исследованию «разрыва» между намерениями и действиями в предпринимательстве» и «От предпринимательских намерений – к созданию бизнеса: опыт российских студентов» К.А. Богатырева и Г.В. Широкова рассматривают такой фактор предпринимательской теории как «разрыв» между намерениями и действиями. Предпринимательские намерения выступают отправной точкой развития предпринимательского процесса, однако к результату, т.е. к созданию и открытию фирмы, приводит только переход от намерений к реальным действиям. «Разрыв» говорит о том, что существует огромная разница между количеством людей, которые задумываются о своем бизнесе и теми, кто действительно начинает работать в этом направлении.

В своих статьях авторы выделили несколько факторов микроуровня, которые могли бы сократить данный «разрыв» и тем самым объяснить, чем отличается среда, которой окружены будущие предприниматели, от не являющихся таковыми (не способствующих воспитанию бизнесменов). К ним Богатырева и Широкова относят наличие семейного бизнеса, благоприятную университетскую среду (исследование было сделано на основе студенческой выборки) и комфортную институциональную среду в регионе.

Однако, проведенное ими эмпирическое исследование на основе данных «Глобального исследования предпринимательского духа у студентов» (Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey, GUESS, 2013-2014) и «Индекса качества условий для малого и среднего бизнеса» (МСП Банк, 2014), в ходе которого были просмотрены анкеты 4484 студентов из 19 регионов России, показало, что:

  • Наличие бизнеса у членов семьи скорее снизит вероятность реализации предпринимательских намерений. Объяснением этому служат либо возможность самореализоваться в качестве преемника или же, наоборот, подкрепленные семейным опытом сомнения в стабильности подобной карьеры в России;
  • Связь между развитой предпринимательской средой вуза и переходом студентов от намерений к действиям по открытию фирмы отсутствует. В данный момент общий уровень соответствующей инфраструктуры требует дальнейшего развития;
  • Существует положительная связь между уровнем развития предпринимательской среды в регионе и переходом студентов от намерений к действиям по открытию бизнеса. Т.е. в будущем следует продолжать развивать государственную программу поддержки малого и среднего бизнеса и общий уровень экономики в регионе.

Тем самым были опровергнуты гипотезы о том, что дети предпринимателей более склонны к реализации собственных коммерческих инициатив и о положительной связи благоприятной университетской предпринимательской среды с фактическими действиями студентов по созданию бизнеса.

Конечно, исключительно студенческая выборка не позволяет экстраполировать результаты на другие группы начинающих предпринимателей, однако это позволяет сделать вывод, что факторы, о которых мы логически предполагаем, что они могут оказать положительное воздействие на сокращение «разрыва» и стать, тем самым, эффектом, который будет толкать человека на то, чтобы стать предпринимателем, оказываются не такими весомым, как нам казалось.

Таким образом, можно с некоторой уверенностью сказать, что предпринимателями не рождаются, а становятся. Как показало исследование, даже факт того, что человек родился в окружении предпринимателей, в среде, которая будет только способствовать развитию его инициативы не является абсолютным. В разных случаях, это может иметь совершенно обратные друг другу эффекты.

Как говорил кумир поколения Стив Джобс: «Я убежден в том, что половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников, это настойчивость». Всему в этом мире можно научится, и быть предпринимателем тоже.

Список использованной литературы:

  1. Богатырева К.А., Широкова Г.В. От предпринимательских намерений – к созданию бизнеса: опыт российских студентов. Foresight and STI Governance, vol. 11, no 3, pp. 25–36.
  2. Богатырева К. А., Широкова Г. В. Подходы к исследованию «разрыва» между намерениями и действиями в предпринимательстве. Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2017. Т. 16. Вып. 3. C. 3-23.

Оставьте комментарий